Липецкое региональное отделение
Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийское общество глухих

Cостоялся информационный семинар «Реабилитация семей, имеющих в своем составе ребенка с нарушением слуха»

09.04.2018 15:10
Cостоялся информационный семинар «Реабилитация семей, имеющих в своем составе ребенка с нарушением слуха»

5 апреля в Липецке, в актовом зале Управления образования и науки Липецкой области, состоялся информационный семинар «Реабилитация семей, имеющих в своем составе ребенка с нарушением слуха».

Это мероприятие организовано Липецким региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» по инициативе председателя Максима Валерьевича Барсукова с использованием средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Были приглашены родители неслышащих детей, педагоги МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» во главе с директором Т.И. Аксеновой, педагоги Задонской школы-интерната для детей с нарушениями слуха, представители Управления социальной защиты населения Липецкой области, Липецкого техникума городского хозяйства и отраслевых технологий, Липецкой областной спортивно-адаптивной школы (принимал участие заместитель директора С.В. Самохин).

С докладами на семинаре выступали москвичи М.Б. Ларионов, А.А. Комарова, Н.А. Чаушьян, В.А. Паленный.

Заместитель начальника Управления социальной политики и реабилитации ОООИ ВОГ Максим Бориславович Ларионов выступил с докладом на тему: «Жестовый язык и закон». В центре его внимания был закон о повышении статуса русского жестового языка (РЖЯ), влияние его норм на развитие русского жестового языка и возможности его использования в образовательном процессе.

Анна Анатольевна Комарова, рассказывая про основные тенденции современной сурдопедагогики, начала с экскурса в историю, обратив внимание слушателей на любопытные, но вполне закономерные совпадения в истории обучения глухих разных стран, на наличие неких «констант». Затем доцент МГЛУ подвергла критике слепую веру в преимущества устного способа обучения и мифы, связанные с жестовым языком.

Сурдопедагог ГКОУ «Специальная коррекционная школа-интернат №65», председатель Московского объединения глухих учителей, Надежда Алексеевна Чаушьян свой доклад «Роль жестового языка в лингвистическом и когнитивном развитии глухого ребенка» начала со списка главных мифов, связанных с глухотой – только уход от них и трезвая констатация фактов открывает путь к воспитанию глухого ребенка. Незачем «демонизировать» жестовый язык – в силу своей визуальной модельности он является естественным, родным языком для глухого ребенка, и следует его использовать как ресурс для развития глухого малыша, освоения им второго языка – словесного.  Надежда Алексеевна раскритиковала существующие ФГОСЫ (федеральные государственные образовательные стандарты) и учебные программы, составленные без учета такого инструмента как РЖЯ. И высказала парадоксальную на первый взгляд мысль: если не использовать ЖЯ в цепочке учебного процесса, то будет расти процент глухих детей, которые из-за плохого знания никогда не получат аттестат об окончании школы – его ждет только справка.

Главный редактор «ВЕС» Виктор Паленный уже выступал в Москве с докладом на тему «Аудизм как барьер и как путь к пониманию проблемы», но в Липецке он воспользовался дополнительными 30-40 минутами, чтобы  не просто познакомить слушателей с основными положениями двух концепций глухоты – медицинской и социокультурной, но и показать зыбкость границ между разновидностью нормы и инвалидностью, на то, что тенденция общества называть биологическими отклонениями то, что на самом деле является социальной разновидностью, – это фактически дискриминация тех или иных групп людей. Инвалидность – это не то, что есть у человека. Это ярлык, который на него вешают.

После каждого доклада слушатели задавали вопросы, а последний час был посвящен Круглому столу по теме «Образование глухих детей и их коммуникативность внутри семьи». Глухие родители не сидели тихо, а некоторые даже проявили такую активность, что Н.А. Чаушьян и М.В. Барсукову пришлось призвать их к «конструктивному диалогу» со школой №40 и формированию пожеланий в более корректной форме. Надежда Алексеевна подчеркнула, что родителям маленьких детей следует больше требовать не с детсада или школы, а с самих себя.

Хотелось бы верить, что семинар оказался полезным всем: и родителям, и педагогам. И что Липецкое региональное отделение Всероссийского общества глухих и школы для детей с нарушениями слуха будут теснее взаимодействовать в решении вопросов совершенствования образования детей и организации их досуга.

Фотоотчет